Домбайские спуски полюбились в равной степени начинающим горнолыжникам, сноубордистам, настоящим профи лыжного спорта. Каждый спортсмен найдет здесь места для катания, которые будут идеально соответствовать его навыкам.
Тех, кто чувствует себя на сноуборде или лыжах достаточно уверенно, ждут живописные места для фрирайда, внетрассовых скоростных спусков. Новичкам же предоставлены не слишком крутые, широкие спуски на высоте 2600-3000 метров. Именно здесь проводит время большинство курортников, однако места тут достаточно, чтобы все катающиеся чувствовали себя свободно.
Добраться туда можно при помощи подъемных систем. Они находятся в частной собственности и принадлежат разным владельцам, так что единого абонемента на них нет. Зато можно выбирать самую удобную дорогу с учетом планов на день. Самые популярные трассы проложены возле «Югославки», к ним же ведет Пятая очередь Кресельной канатки, а Четвертая доставит на уровень ниже.
Расписание работы подъемников
Канатные подъемники начинают работу около 8-8:30. Закрываются они довольно рано, до конца светового дня. Так, Пятая очередь заканчивает работу к 16-16:30. Дольше всех открыта Маятниковая канатка — до 17, а то и 18 часов вечера.
Бугельные подъемники (2500м)
В ноябре или в первые недели декабря начинает свою работу так называемый «Лягушатник» — пологий безопасный спуск с Муссы, отлично подходящий новичкам. Ширина его — порядка четырех сотен метров. Места хватает всем. Попасть сюда можно на бугельно-буксировочном подъемнике — всего их четыре. Путь не займет много времени.
Маятниковая канатная дорога (1600-2250 м)
Маятниковая КД — пожалуй, самая живописная на Домбае. Подъем по ней осуществляется в вагончиках, где вполне комфортно могут разместиться тридцать пять человек. Пока один идет вверх, второй в это же время спешит вниз, по принципу маятника — отсюда и наименование.
Открыт подъемник в 1986 году. Начальная, нижняя станция дороги, располагается у подножья горы Мусса-Ачитара, все на той же Поляне, рядом с отелем «Горные вершины». Конечная, верхняя станция представляет собой обширную панорамную площадку. Отсюда открываются великолепные виды на Домбай. Полюбоваться ими вдоволь можно будет, миновав многочисленные сувенирные лавочки, уютные ресторанчики местной кухни и торговые палатки с изделиями народных промыслов. Здесь же можно приобрести или взять напрокат все необходимое снаряжение, и сделать пересадку на кресельные дороги.
По пути МКД проходит мимо двух очередей кресельной дороги, и доставляет пассажиров на высоту 2250 метров всего за восемь минут.
«Югославка» (2550-2980 м)
Дорога рассчитана на любителей лыж и сноуборда, и дублирует Пятую очередь канатно-кресельной дороги (ККД). Начинается «Югославка» на четыреста метров левее от основной Домбайской Поляны, а заканчивается на плече Мусса-Ачитара. Ближе к середине пути есть одна промежуточная станция. Парнокресельный подъемник введен в эксплуатацию в 2000-м году.
Гондольная канатная дорога (1590-2277-3008-3168 м)
Гондольный подъемник работает с 2007 года. Это самая современная линия, построенная по европейскому образцу — такие же возят горнолыжников в Альпах. Она состоит из трех последовательных участков, общее время подъема на которых — порядка двадцати минут. Первые два участка шестикресельные. Третий, введенный в эксплуатацию годом позднее — на четыре кресла, принимает эстафету перевозки у второго участка и у Пятой очереди Канатно-кресельной дороги. Начальная точка ГКД находится через реку от Маятниковой КД. Финальная станция располагается на вершине хребта Муссы.
Канатно-кресельные дороги
С сети канатно-кресельных подъемников начиналась история Домбая как горнолыжного курорта. Это самые старые, однако все еще исправно функционирующие дороги. С них открываются захватывающие горные пейзажи. Дороги делятся на пять линий, или, как их чаще называют, очередей. Далее о них в порядке нумерации.
1-я очередь (1636-1751 м). Однокресельный подъемник, который доставляет пассажиров с площадки у гостиницы «Крокус» к Поляне Лии за восемь минут. До сих пор здесь можно видеть остатки старинных подъемников. В отличие от них, ККД содержится в образцовой исправности. Кресла укреплены новейшими материалами, утеплены специальными подстилками, а состояние самого подъемного механизма регулярно проверяется.
2-я очередь в данный момент закрыта. Однокресельная линия доставляла пассажиров на Русскую поляну. Однако, учитывая, что основная зона для катающихся перемещена, работу линии заморозили.
3-я очередь (1719-2266 м). Эта парнокресельная линия продолжает Первую: начинаясь на Поляне Лии, она поднимает горнолыжников до пересечения Гондольной и Маятниковой КД, то есть к самой нижней части основной зоны. Подъем довольно крут. Путь занимает восемнадцать минут. Большая часть этого времени уходит на поездку через лесную зону, что делает подъем не только приятным и интересным, но и полезным — воздух здесь особенно чистый и свежий.
4-я очередь (2266-2500 м). Парнокресельный подъемник за семь минут доставляет пассажиров на Поляну возле Мусса-Ачитара. Это самое популярное место для катаний. Большинство приезжих останавливаются именно тут. Инвентарь для катания можно взять в пунктах проката. Новички могут без труда найти тут инструктора из местных. В перерывах между катаниями туристы отдыхают в уютных кафе. Вдоль линии пролегает трасса длиной в километр, широкая, удобная, обрабатываемая ратраками. А если повезло с погодой и выпало много снега, любители острых ощущений могут найти интересные места для внетрассовых спусков.
5-я очередь (2500-3002 м). Продолжение Четвертой. С Поляны этот парнокресельный подъемник доставляет лыжников на плечо Мусса-Ачитара за двенадцать минут зимой. В летние месяцы подъем чуть дольше — до девятнадцати минут. Да, летом здесь тоже можно неплохо отдохнуть и полюбоваться видом на ущелье Гоначхир. Трасса еженедельно обрабатывается ратраками. Она тянется вдоль линии почти на три километра, а в ширину занимает около тысячи метров в каждую сторону. Перекусить можно в местной достопримечательности — самом высокогорном кафе с говорящим названием «3012 метров». В ясную погоду отсюда можно разглядеть Эльбрус.
Схема горнолыжных спусков
Чтобы облегчить горнолыжникам составление маршрута, на схеме домбайских трасс введена цветовая система распознавания уровня сложности спуска.
Зеленый: спуски для горнолыжников-новичков, самый низкий уровень сложности. На таких трассах нет бугров, их уклон минимальный, а ширина, наоборот, большая.
Синий: тоже ухоженные и гладкие спуски, однако рельеф здесь не такой однообразный, как у зеленых. Трассы подходят для повышения навыков катания.
Красный: больше крутизна, выше скорость спуска. Здесь уже будет интересно не только лыжникам, но и поклонникам сноуборда. За спусками ухаживают, однако при наплыве туристов к вечеру здесь нередко образуются бугорки, а отрезков без уклона на красных трассах нет.
Черный: только для самых уверенных. Резкие повороты, виражи, узкие места при полном отсутствии пологих участков, а значит, и без возможности расслабиться.
На Черных трассах обработка ратраками не ведется. Эти участки доступны только в снежную зиму, когда слой снега достаточно толстый, чтобы сгладить возможные неровности.